Любое государство, как и народ его населяющий, веками создает богатства, именуемые духовно-культурным наследием. Спектр этого наследия огромен, в его состав входят все направления искусства и культуры, перечисление которых, займет не одну страницу. Но, есть среди состава одно важнейшее направление, которое, если сравнить с известной поговоркой «Встречают по одежке», становится визитной карточкой страны, ее столицы, других крупных и не очень, исторических и культурных центров. Это направление — архитектура. Ну, а коль зашла речь о «визитных карточках», то бесспорно, для прибывающих в такие города, ими являются железнодорожные вокзалы.
Скоро Евро — 2012, а это значит, что основной поток болельщиков будет прибывать в Украину автомобильным, воздушным и, конечно же, железнодорожным транспортом.
А что имеет Украина в области железнодорожной архитектуры? А имеет она,  ни много, ни мало — целое ожерелье жемчужин данной архитектуры, которые  являются не только визитными карточками, но и архитектурным украшением всей  Украины.
 Достаточно только одного взгляда на Харьковский железнодорожный вокзал,  чтобы понять — это не просто украшение или «визитка» города, это шедевр.

Других слов и не найдешь
И, не менее, красочные слова, можно произнести в адрес Киевского (старого), Львовского, Черниговского, Симферопольского, впрочем, как и ряда других вокзалов Украины. Нет смысла много говорить, рассказывать и расписывать. Лучше, как говорится, раз увидеть.

Киев, Львов, Чернигов, Симферополь
Не буду занимать время читателя перечислением и других не менее изящных  и замечательных фундаментальных строений, которыми гордится и Украина, и ее  железная дорога.
 Вроде было бравурное начало. К чему ж такое скорбное название у статьи  «Архитектура — как способ борьбы с историей». А к тому, что не о красотах  имеемых (или еще имеемых) пойдет речь, а о том, что утрачено навсегда. Причем  утрачено скрытно от общества и с привязкой «сделано в связи с постоянной  заботой о быте и благе украинского народа».
 Совсем недавно в любом справочнике исторических мест, городов и сел  Украины, при упоминании крупного железнодорожного узла и районного центра  Фастов, можно было прочитать, что-то вроде: «В  этом городе, наверное, бывал каждый, кто направлялся по железной дороге из  Чернигова или Киева в Западную Украину. Но только проездом, поскольку  большинство поездов, идущих в сторону Львова, Ужгорода, Каменца-Подольского,  Винницы, проходит именно через Фастов. Сегодня Фастов — это еще и одна из  важнейших узловых пригородных станций Юго-Западной железной дороги, отсюда  поезда идут в четырех направлениях — Киев, Казатин, Мироновку и Житомир. С  первых дней существования железнодорожного сообщения, настоящими дворцами стали  вокзалы в Жмеринке, Казатине, особенно, Фастове. Но, даже с открытием  беспересадочных экспрессов, а также сокращением пригородного железнодорожного  движения эти дворцы на узловых станциях все же остаются востребованными. А  вокзал Фастова, пожалуй, чемпион Украины по концентрации исторических событий.  На заглавной фотографии представлен нынешний вокзал Фастова, выстроенный после  войны в классическом сталинском стиле. Кстати, это один из крупнейших, если не  самый большой сталинский вокзал Украины. Давайте вспомним, каким был вокзал Фастова  до войны - выстроенный вскоре после открытия в 1870-м году движения из Балты в  Киев». Ну, что ж. Давайте вспомним.

Таким был Фастовский вокзал со времен своего открытия до 1941 года

Таким его увидели советские воины после освобождения города

Таким красавцем — железнодорожным дворцом, он был в послевоенное время

С обязательной  башней, 
 с таким же обязательным атрибутом, 
 как часы на ней

С классическим оформлением и просторными залами ожидания
И каким же он стал сегодня, спросит читатель? Да никаким! Нет больше  знаменитого фастовского вокзала, вошедшего в историю еще со времен  русско-турецкой войны 1877—1878 годов, когда стал он не только узловой  станцией, но и принимающим перевалочным госпиталем. Нет больше вокзала, которым  гордился Александр II и будущий премьер Российской империи и почетный киевлянин  Сергей Юльевич Витте. Нет вокзала, в котором собрались участники подписания  «Вечной и соборной Украины» и в котором был штаб Украинской Красной Гвардии.
 Увы! Все это было, как в той известной песне в исполнении Олега  Анофриева, с такими приятными словами «Это было недавно, это было давно…»

А ведь действительно, это было недавно, это было давно… Пока не  появилось желание у руководителей сделать так, чтобы вокзал, являвшийся украшением  Фастова и всего участка старейшей в Украине дороги, был уничтожен во имя …  20-летия независимости.
 А решения, хотя и некоторые, и не самые судьбоносные, выполняются у нас  по-военному «беспрекословно, точно и в срок».
 Вот и появились в срок на вокзале исполнительные ребята с бульдозерами,  экскаваторами и прочей техникой, столь нужной на украинских дорогах, чтобы  сделать это…

Вокзал умирал два месяца. Сначала с залов ожидания  исчезли лотки с пирожками и водкой на розлив (не эстетично, но…), затем вынесли  киоск с газетами, где всегда продавалось расписание поездов и железнодорожные календарики  (сегодня такое и не предусмотрено в «стеклянном аквариуме», как называют новый  вокзал фастовчане, это все передано в частные руки вагонобродящих). Потом закрылся  привокзальный ресторан — место сбора вокзального и иного бомонда. Со временем  вынесли камеры хранения (надежные, как наш советский быт). А еще потом, все  остальное, что мешало… При этом велось, т. е. «одномоментно», строительство  нового вокзала. И вот наступил долгожданный август 2011-го, т. е. День  Подарка Фастову к юбилею державы, на что сами жители отреагировали емко и точно: «Какой же новый вокзал страшный. По идее  можно было отреставрировать старый, он был любим нами, он наша гордость. Но на  строительстве и сносе всегда «пиариться» лучше, чем на банальном ремонте или на  восстановлении прекрасного».
 В принципе, как издавна повелось, все новое, это, что  вполне логично, однозначно лучше, чем старое. Ведь общество и уровень его жизненных  требований, из века в век возрастают. Нужно, по идее, только радоваться тому,  что хоть где-то, в чем-то, как-то, идет прогресс в ногу со временем. Но, когда  появляется «такое», о чем с болью и горечью говорят фастовчане, то мысль только  одна: новорожденный вокзал, не только не имеет вида и претензий на прогрессию,  а похоже он скорее, на тело с ампутированными конечностями, которое и пытаются  представить новизной творческой мысли и инженерно-архитектурного шедевра.

Вот и весь «шедевр» — огромное гуляющее полотно осиротевших  платформ, отсутствие всякой перспективы на появление того комплекса услуг,  которые были в старом и надежном вокзале и ощущение того, что нас просто  обокрали, когда использовали архитектуру, как орудие против истории.
 Почему, как орудие против истории? Поясню. Если у читателя, который  попал в Киев по своим личным или иным делам, появится время, то, советую, не  тратьте вы его на посещение «майданов» (ведь у нас их много – на одних ругают,  на других гуляют, на третьих — поют), а пройдитесь по старому Киеву, по  улочкам и мостовым, помнящим Пушкина, Гоголя, Шевченко, Ахматову, Булгакова,  Куприна, да много кого еще, кто считал за честь побывать в южной культурной  столице. 
 А еще попытайтесь вдохнуть в себя ту киевскую ауру истории, которая  создавалась целой плеядой выдающихся деятелей прошлого.
 Там, где находится киевская национальная опера, на здании Юго-Западной  железной дороги вы сможете увидеть мемориальную доску выдающегося человека  своей эпохи — Сергея Юльевича Витте, которая гласит:
 «С.Ю. Витте 1849—1915 известный государственный  деятель (так и написано «відомий», а не «видатний», хотя, последнее было бы  более правильным). Руководитель Юго-Западной железной дороги 1880—1888 гг.,  министр путей сообщения, министр финансов». Даже его премьерство забыли. Да,  ладно. Как говорится, и на том, спасибо.

Но не стоит забывать, что это именно его стараниями, развивалась сеть  российских железных дорог, это его стараниями все (за исключением фастовского)  вокзалы до сих пор остаются дворцами железных дорог. Это он говорил о том, что  с дальнейшим развитием железнодорожного транспорта возникнут осложнения, когда  вокзалов, депо, городков железнодорожников, будет не хватать, а значит,  придется еще и еще строить.
 Акцентирую внимание на последнем: «придется еще и еще строить». Вот  суть вопроса — строить, а не разрушать. Да и пример умного и разумного  есть в той же нашей столице. Настала пора расширять киевский вокзал, вот и  вспомнили рекомендации Витте.

И старый корпус «железнодорожного дворца» сохранили, и новый «Южный»  построили, да так, что один другому не мешает, а лишь дополняет историю новыми  технологическими архитектурными решениями и рациональной разгрузкой.
 Но, если в этом аспекте провести параллель с Фастовом, то возникает  ощущение, что Украина — это не одна страна, как и не одна мысль о ней, что  в Украине уживается все то, что противостоит одно другому в одном и том же  вопросе. По этой причине и стал Фастов «сиротинушкой», поскольку лишился своего  главного козыря-красавца. Лишь старый вагон, напоминает нам о том, что рядом,  еще вчера стоял могучий исполин, на который смотрели еще полтора столетия назад  с завистью и очарованием.
 И так получается, что, попав на вокзал Фастова, ты видишь только «одно»,  выделяемое на безлюдном фоне общей дорожной и пристанционной серости, только  один элемент внимания — этот вагон. «Стоп машина!», говорю я сам себе, по  старой флотской привычке. А не в нем ли причина?!
 Юмористы в таких случаях говорят «надо пораскинуть мозгами», а моряки  «включай мозги, пока не поздно». Что это за вагон, знает каждый украинский  школьник, поэтому, без комментариев.
 Действительно, Фастов можно и нужно считать «столицей» объединенной  Украины, где и был подписан пресловутый «Акт Злуки», но где? Одни историки  говорят, что именно в вагоне, причем этом. Другие, что в самом зале вокзала, а  в вагон зашли, чтобы, ну это, погреться и закусить, дабы простой люд не особо  видел, как никак, а время было суровое, злое и голодное. Третьи вообще считают,  что Фастовский вокзал был выбран совсем неслучайно, ведь если что не так, то  как в известном советском шлягере: «Сяду в быстрый поезд, самый быстрый поезд  я…».
 Словом, такой факт имел место, только интерпретации самые разные, за  исключением только одного главного героя — вокзала Фастова.
 Вот я и думаю, что все связанное с уничтожением (извините, не так  выразился — «полной перестройкой») фастовского вокзала было сделано так,  чтобы уничтожить дух настоящего патриота Одесской и Юго-Западной железной  дороги Сергея Витте; чтобы не вспоминали мы профессора медицины и почетного  чиновника путей сообщения, известного хирурга Караваева; чтобы поменьше  задавали вопросов, а кто такой Клавдий Немешаев и что за станция такая  «Немешаево» и «Клавдиево»; чтобы забыли мы о создании крупнейшей в Российской  империи железной дороги с ее крупным центром Фастовом, чтобы…
 Да чтобы забыли мы слова Сергея Витте о том, что более века назад Киев  действительно был культурной столицей. И слова его подтверждающие были такими:  «Во всяком  случае, в те времена в Киеве было гораздо больше известных научных имен, нежели  в настоящее время…».
 А теперь, мы, исходя из современного политического словаря «Маємо, що маємо», или, как в том простейшем анекдоте советского  периода – нет вокзала, нет проблем. Зато есть «аквариум» с самым минимумом комфорта,  и есть вагон, о котором еще в 1925-м сказал наш замечательный юморист Павел  Михайлович Губенко (он же — Остап Вишня): «У вагоні Директорія, під вагоном — територія» намекая этим на то, что данный вагон и есть единственная  в мире столица на колесах. Ведь это и есть правда истории, где, в бесславном  пути на запад останавливался вагон Петлюры, там, на полустанке или станции и  появлялась очередная столица Украины.
 Да, забываем мы про историю и круги ее поворотные. Не любят вспоминать  у нас, что и фарс она может преподнести, и трагедию тоже.
 Но, не стоит забывать о том, что есть народная мудрость, которая, в том  числе и для утерянного фастовского вокзала говорит: «Вагончик тронется, перрон  останется…». У нас же, все на оборот, вагон остался. А вокзала, носителя  истории полутора веков, нет…
 А может совсем неслучайно стоит на «запасных путях»,  нет, не бронепоезд, а вагончик, ведь все может быть. И может так статься. Что понадобится  он тем, кто разрушил фастовский вокзал «в интересах и чаяниях народа».





 
	